АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 5°C
Днепр: 6°C
Одесса: 3°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 4°C
Львов: -3°C
Ужгород: -2°C
Луцк: -1°C
Ровно: -1°C

Битум недоверия

Битум недоверия
Битум недоверия

Открылись новые подробности схемы финансирования террористов на Донбассе через самую масштабную украинскую госпрограмму. Кто и как причастен к поддержке бандформирований, которые продолжают поливать огнем наши позиции? 

Внутривидовая борьба кланов, крышующих теневые и серые поставки битума – с одной стороны – и его производство на украинских предприятиях – с другой, входит в активную фазу. Внутри исконно коррупционного рынка идет жесткий передел. Немудрено: на кону – 151,7 млрд грн, которые могут быть выделены в 2021-м году на продолжение крупномасштабной госпрограммы «Велике будівництво».

Напомним, это в полтора раза больше, чем отводится в текущем году (102.5 млрд грн).

Цифра в 151,7 млрд возникла из арифметического сложения бюджетных ассигнований (71,7 млрд грн), запланированных на госпрограмму в будущем году, и – объема госгарантий на кредитование дорожного строительства-2021 (80 млрд грн).

Значительная часть колоссальных средств может быть «закатана в асфальт», точнее – в битум. Выражаясь официальным языком, направлена на закупки дорожных строительных материалов. 

За право обладать этими деньгами и начались грязные танцы, в которые оказались втянуты (при активном содействии бизнес-суфлеров из РФ) компании-импортеры, завозящие битум в Украину, и компании-производители. 

Казалось бы – ничего нового. Но! Во всей этой дурно пахнущей истории есть два особо опасных момента. Первое – она ставит под удар крупнейшую в истории страны госпрограмму строительства социнфраструктуры и дорог – что само по себе крайне негативно для национальной экономики. Второе – через хитросплетения схем и приемов – значительна часть средств из госбюджета Украины может очутиться в карманах боевиков на неконтролируемых территориях. 

Итак, по порядку. 

Российский след

Как уже писали ранее СМИ, не так давно российское правительство приняло постановление, снимающее официальный запрет с экспорта в Украину целого ряда нефтепродуктов: смазочных масел, нефтяного битума, битумных смесей на основе природного асфальта, природного битума и прочих остатков от переработки нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Запрет действовал с середины апреля 2019 года.

Теперь экспорт возможен – по специальным разрешениям.

На первый взгляд, в этой информации нет ничего настораживающего – если учесть, что официально доля российского битума на украинском рынке до запрета составляла лишь 20% от всего остального импорта. Львиную часть занимает белорусский битум (свыше 70%). 

Более того, украинские дорожники должны, в теории, только радоваться: диверсификация импортных поставок битума дает более высокую гарантию бесперебойных поставок по адекватным рыночным ценам (за счет повышения конкуренции). 

Стоит заметить, что с момента введения запрета со стороны России рынок импорта битума в Украине буквально монополизировали белорусские компании (на данный момент доля белорусского битума составляет около 90% всего официального импорта), сообщает группа PRO-Consulting. Это дало возможность белорусам и поставщикам безнаказанно задирать цены, и даже весной этого года, когда мировые цены на нефть обрушились вдвое, цена на белорусский битум (производное от нефти) в Украине только росла. 

Впрочем, как и на бутим от других производителей – в том числе отечественных. В результате на сегодня она считается самой высокой в Европе. 

Чем вызван такой нездоровый ценовой ажиотаж, понятно. Идет большая стройка – материалов не хватает. И этим фактом не преминули воспользоваться не только иностранные поставщики (читай – российские), но и отечественные производители, учуявшие запах больших денег. 

Почему – российские, если 90 процентов импорта до недавнего времени считалось белорусским? Об этом – чуть ниже. 

Морально-этической стороны вопроса (как можно в принципе вести торговлю с государством-агрессором) пока тоже не касаемся.

Но если резюмировать совсем кратко: импорт российского битума в Украину (прямой или опосредованный) – и схватка украинских и российских кланов, делящих наш, украинский, рынок и наши, украинские, бюджетные средства,- мощный удар по нашей национальной безопасности. О чем уже писали СМИ чуть раньше. 

Контрабанда и «Велике крадівництво»

О том, что Россия давно наладила схемы финансирования жизнедеятельности так называемых ЛНР и ДНР и банд-формирований на их территории, а также торговли с ними, ни для кого не секрет. 

Напомним несколько общеизвестных фактов.

В официальном российском госбюджете уже который год пятая его часть спрятана под грифом «СЕКРЕТНО». О неофициальных потоках и многочисленных схемах и вовсе говорить не приходится. По данным издания «Ведомости.ру», торговый бизнес использует две схемы, по которым россияне работают с непризнанными территориями. Первая – вполне легальная, правда для тех, кто не боится попасть под санкции, – через Центральный республиканский банк и квази-банк ЦМР (именно через него идет львиная доля расчетов с так называемыми ЛНР и ДНР). Вторая – за наличный расчет. За безнал покупается некий товар в России, везется на неподконтрольные украинские территории, там загружается чемодан денег, который перевозится в Россию и уже там продается (обменивается).  

Но вражеское государство пошло дальше: были налажены схемы субсидирования бандформирований из … украинского бюджета.

Многие помнят, как в начале 2015-го года разразился скандал: СБУ разоблачила двух ведущих операторов украинского топливного рынка, которым инкриминировалось «нарушение требований действующего законодательства при импорте нефтепродуктов с последующей их реализацией на территории Украины и использования полученных средств для финансирования террористических организаций т.н. «ДНР» и «ЛНР».

Компании при помощи фиктивных или подконтрольных фирм организовали через морские терминалы Феодосии, Херсона, Измаила, Николаева и Одессы, а также через пункты пропуска на украинской западной границе и через границу с Беларусью вне таможенного контроля контрабанду и реализацию больше 2 млн тонн нефтепродуктов на общую сумму около 2 млрд долларов. Как выяснили в СБУ, незаконно полученные доходы под прикрытием фиктивных договоров перечислялись на счета подконтрольных предприятий. В дальнейшем полученные преступным путем средства направлялись на финансирование террористической деятельности т.н. «ДНР» и «ЛНР». 

Как видим, в зоне особого внимания контрабандистов были и остаются Николаевщина с Николаевским портом, а также Херсонский порт и – приграничные территории на западе и востоке. Что вполне ожидаемо и объяснимо. Эти территории – опорные пункты для преступников, места перевалки контрабанды. 

Позже были разоблачены и некоторые чисто финансовые схемы.

Так, в прошлом году СБУ блокировала масштабную схему финансирования боевиков. По данным Госслужбы финансового мониторинга, только через украинскую национальную платежную систему ее участники перевели более 170 млн гривен ($6 млн). По информации оперативников, которую приводят украинские СМИ, на оккупированной части Луганской области действовала финансовая организация, обеспечивающая незаконный перевод средств на подконтрольную украинской власти территорию и в обратном направлении. Злоумышленники осуществляли свои операции через интернет-банкинг, а также наличными, которые перевозили курьеры. Кроме того, у незаконного финансового центр было 20 отделений и разветвленная сеть платежных терминалов. Из денег, полученных за предоставление незаконных услуг, дельцы регулярно платили «налоги» боевикам «ЛНР». 

Не менее впечатляющая схема работает и на импорте битума из России, который по сути своей превращается в схему финансирования бандформирований из украинского госбюджета. 

В РФ разрешение на экспортную поставку нефтепродуктов в Украину (согласно постановлению № 1716-83 от 29 декабря 2018 года) получили компании, которые обязаны поставлять нефтепродукты на неподконтрольные территории. А также – фирмы, которые осуществляют выплаты в спецфонды, контролируемые ФСБ. Далее эти средства направляются на поддержку террористов. 

Битум – ключевая составляющая асфальтобетона, которая остро необходима для дорожников. В текущем году предполагается рекордный объем рынка битума в Украине, по оценкам Консалтинговой группы «А-95», может составить 900 тыс. тонн. В то же время, как мы уже сказали, Украина – импортозависима по этому материалу на 70%. То есть, свыше 600 тыс. тонн будет куплено из-за рубежа. На значительную часть от тех 102,5 млрд грн, которые выделяются на «Велике будівництво», уже прозванное в народе «Великим крадівництвом». 

Кто в схеме?

Россияне, формальные производители битума из третьих стран (Белоруссия, Польша и пр.) и – украинские импортеры. 

Ключевыми импортерами, по данным аналитиков и СМИ, в 2020 году стали компании «Кантарелл Украина» и «Альянс Энерго Трейд», которые завезли соответственно 34,9 тыс. т и 24,8 тыс. т битумов. Обе, по данным наблюдателей, могут быть связаны с ФПГ «Приват» с одной стороны, и – с российскими компаниями с другой. 

В этом году у них горячий сезон: «Кантарелл Украина» в 2,2 раза увеличила поставки по сравнению с августом прошлого года (15,9 тыс. т), распечатав морские поставки продукта через порт Очакова. Настолько же улучшил результат и «Альянс Энерго Трейд» (11,3 тыс. т в августе 2019 г.), став крупнейшим поставщиком битума из Беларуси. Насколько по факту эти материалы можно назвать «белорусскими», расскажем чуть позже.

На 26% — до 10,1 тыс. т увеличила объемы импорта компания «Битекс», которая в августе прошлого года также занимала третью строчку рейтинга поставщиков с показателем 8 тыс. т. Компанию также связывают с российским бизнесом. Сейчас, к слову, она внезапно самоликвидировалась. Перезагрузка перед новым раундом борьбы? 

«Терминал-МК» за отчетный месяц нарастила импорт в два раза — до 3,4 тыс. т. Она обошла на одну позицию в рейтинге компанию «Днипротранснафта», которая в августе импортировала 3,4 тыс. т против 1,4 тыс. т годом ранее. 

В десятке импортеров битумов также: «Санрайс Логистикс» (3,2 тыс. т, входит в Wexler Group), «Экспресc» (3 тыс. т), «Белказтранс» (2,9 тыс. т), «Столичный асфальтобетонный завод» (7 тыс. т) и «Виктория 2008 г.» (2,6 тыс. т). 

Итак, официально – большей частью (до 70% от всего импорта) поставляется из Беларуси. Еще около 20% ранее составлял российский битум (до запрета) и 10% – поставки из других стран (Польши, Литвы и пр.). После запрета конфигурация слегка изменилась: место официально ушедших россиян заняли белорусы. 

Но на самом деле не все так просто: россияне остались в игре, утверждают наблюдатели. Введение официального запрета на экспорт российского битума в Украину только активизировало серые схемы. Его стали активно поставлять по формуле реэспорта из третьих стран. А завозило их к нам из той же Польши или Литвы большинство участников выше названного пула импортеров. 

Помимо уже названных лидеров: «Кантарелл Украина» и «Альянс Энерго Трейд» или внезапно испарившегося «Битекса» - у которых прослеживается российский след, можно вспомнить и «Санрайс Логистикс, и «Белказтранс». Аналитики рынка видят в них плохо закамуфлированных посланцев российского нефтяного рынка. А компания «Экспресс-битум» даже не утруждала себя камуфляжем: как ее называли в Москве до самого расформирования (в 2016-м году), так она и осталась именоваться в Киеве (зарегистрировавшись у нас в том же 2016-м году).

При более пристальном изучении поставок из Беларуси невооруженным глазом виден все тот же «российский интерес»: во-первых, битум производится из российской нефти, а во-вторых – часть белорусских компаний также выступает в качестве «прокладок» для поставок битума в Украину. 

То есть, по умолчанию, практически весь импорт (свыше 600 тыс. тонн) можно считать опосредованно или прямо российского происхождения либо – зависящим от российских поставок.

А это уже не просто экономическая зависимость от импорта – это смертельно опасная зависимость от государства, которое ведет против нас войну. 

На практике это означает, например, что Россия в любой момент может приостановить поставки нефти белорусам – и на наших грандиозных дорожных планах, включая «Велике будівництво» можно ставить крест. При этом из упомянутых 110 млрд грн, которые в этом году выделяются на дороги и будут потрачены в том числе на закупку битума, до ? могут послезавтра оказаться на счетах бандформирований, убивающих наших солдат на фронте. 

Дорога, которую Украина с такими усилиями пытается себе построить, может оказаться трассой в пропасть. 

Патриотизм большого кошелька

Казалось бы выход один – постепенное импортозамещение. Ибо все предпосылки для этого имеются. 

Украинские производители вполне уверенно встали на крыло, так уверенно, что уже смело вступили в схватку за долю рынка с агрессивными импортерами. 

Рост рынка произошел не только за счет импортных поставок продукта, но и благодаря увеличению производства на Кременчугском НПЗ. В первом полугодии 2020-го завод «Укртатнафты» увеличил производство битума на 41,6% — с 70,8 тыс. т до 128,4 тыс. т. Доля Кременчугского НПЗ в балансе рынка выросла с 34% в первом полугодии прошлого года до 40%.  «Укргаздобыча» произвела 1,7 тыс. т продукта. 

Эти же предприятия и являются по факту лидерами производства битума в Украине. 

За последние годы они все заметно нарастили объемы производства.

Если в 2017 году доля украинского битума на рынке составила 10%, в 2018 г. достигла 23%, то в 2019 г. – 30%. 

При этом, в январе-июне текущего года баланс украинского рынка дорожного битума составил 319,5 тыс. т, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года (207,2 тыс. т), сообщает enkorr, опираясь на данные Консалтинговой группы «А-95». 

И они же первыми подняли шум вокруг недавней легитимизации российских поставок битума в Украину. 

Это можно было бы объяснить благородным порывом чистого патриотизма и теми двумя факторами опасности для Украины российских поставок, о которых мы говорили выше. 

Но – увы – здесь совсем о другом. Все проще. 

Когда идет разговор о больших деньгах, патриотизм отодвигается в сторону. 

Достаточно вспомнить, как в начале этого года группа компаний уже бунтовала против российского импорта – в данном случае, импорта сжиженного газа и ДТ. И требовала введения пошлин на него в размере 8,46%. Тот факт, что расхлебывать «бизнес- результат» придется среднестатистическому украинскому потребителю, который, по сути, и оплатит эту пошлину из своего кармана, нимало не смущал авторов инициативы. Главной их задачей было застолбить место на рынке. 

Напомним, как сообщала пресс-служба «Укртатнафты», компании «Укртатнафта», «Укрнафта» и «Укргаздобыча» подали совместное заявление в Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства с требованием начать антисубсидиарное расследование в отношении импорта дизельного топлива и сжиженного газа из России. 

«Украинские производители настаивают на компенсационных мерах в виде пошлин на субсидированный импорт по ставке 8,46%», — говорилось в заявлении «Укртатнафты». 

Свое обращение они обосновывали тем, что Российская Федерация субсидирует экспорт нефтепродуктов посредством схемы возврата акциза компаниям-производителям, что якобы является нарушением правил Всемирной торговой организации. 

Это была уже третья попытка ввести заградительные пошлины на российский импорт. Первые две были предприняты в 2019 г.: тогда «Укртатнафта» просила начать специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из России и Беларуси. 

Решение инициировать новое расследование в отношении российского ДТ и СУГ было анонсировано зампредправления «Укртатнафты» Русланом Ляпкой на международной конференции Petroleum Ukraine 2019. 

По расчетам enkorr, затребованная компаниями ставка пошлины 8,46% при текущих ценах российского импорта составит $53,5/т на ДТ и $42,5/т на СУГ. Соответственно введение пошлин повлечет рост цен на российское ДТ на 1570 грн/т (с НДС), газа — на 1240 грн/т. 

«Заявители пишут, что топливо не подорожает, мол, имеем развитую систему импорта. Только почему-то эта система не защитила рынок от подорожания минувшим летом, когда несчастная пошлина в 3,75% была введена только на трубопроводные поставки ДТ из России (с 1 августа 2019 г. – ek). Сейчас просят ввести 8,5% на все российское ДТ, что однозначно позволит поднять цены всем остальным и «Укртатнафте» в первую очередь. На семи млн т ДТ в случае введения пошлины страна переплатит 11 млрд грн. При этом баланс импорт-производство сильно не изменится», — прокомментировал инициативу компаний глава «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на странице в Facebook. 

Что же в сухом остатке?

Борьба не на жизнь, а на смерть с российскими поставщиками сырья для нашего дорожного строительства (а заодно – и с кредиторами террористических группировок) оказывается на поверку борьбой за более лакомый кусок пирога. 

А то, что ее вынужден будет оплатить каждый украинец – причем, не только деньгами, но и, возможно, жизнью на передовой, нисколько не смущает участников баталии – какого бы гражданства они ни были. Как говорится, бизнес есть бизнес. 

Борьба между тем набирает обороты. Скоро мы наверняка станем свидетелями откровенного лоббирования тех или иных интересов со стороны парламентариев, общественных организаций и госучреждений. Запасаемся попкорном. 

Радует одно: воинствующие кланы стали более цивилизованными и от методов славных 90-х «решать вопросы» переходят на высший уровень – с подключением PR-а, GR-а и прочих современных инструментов. 

Жаль только, что сами вопросы государственной безопасности так и остаются открытыми.


Теги статьи: УкрнафтаУкртатнафтаЭкспресс-битумБитексСтоличный асфальтобетонный заводБелКазТрансWexler GroupСанрайс ЛогистиксДнипротранснафтаТерминал-МКАльянс Энерго ТрейдКантарелл УкраинаДНРЛНРФинансирование террористовЛДНРКонтрабандароссийские товарыРемонт дорогстроительство дорогБольшая стройкаВелике будівництвоКоррупциябитум

Автор статьи:
Олег Бойко
Все статьи автора

Дата и время 17 ноября 2020 г., 18:54     Просмотры Просмотров: 1646
Комментарии Комментарии: 0


Похожие статьи

Снєгирьов назвав справжню причину пожеж в Луганській області: « Вони виникли через умисні підпали»
Почему в Украине не состоялись реформы — «Зеркало недели»
Поражение в правах: как поступить с коллаборантами на Донбассе

Блогер: Войны на Донбассе не будет, у ОРДЛО нет денег. Резервистов собирают, чтобы «списать украденное»
Амнистии не будет: что делать с жителями Донбасса и Крыма, поддержавшими Москву
Внаслідок вибуху у Горлівці загинули 12 військових РФ та знищено кілька ЗРК

Вор из «Киевоблгаза» Дмитрий Дронов: взятки, уголовные дела и благодарности от правительства за верную службу. Сядет ли наконец мошенник в тюрьму?
В Фонд борьбы с коронавирусом направят 8,9 млрд гривен: закон вступил в силу
На неподконтрольной Луганщине студентов сначала «проверят», а затем отправят на «курсы допризывников»

Гиркин объяснил, от чего сейчас зависит дальнейшее существование «ЛДНР»
Ресурс ОРДО рассказал о неудачной вакцинации от COVID-19 боевиков: «55% заболели!»
В Киеве двое медиков "погорели" на вымогательстве взятки за присвоение группы инвалидности

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Удовлетворены ли вы результатами местных выборов?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.306941